Рассказ двадцать второй
Есть в стране Кошалов город под под названием Айодхья. Жил там царь по имени Суратха. Доложил ему хранитель леса:
Господин! Отпали от тебя все цари лесных областей. Во главе их – лесной житель Виндхъяка. Пусть божественный решит, как научить его скромности.
Услышав это, царь призвал советника Балабхадру и послал его наказать мятежников. И когда советник отбыл, а конце жаркого времени в город вошел обнаженный нищенствующий монах. Он знал науку разрешения вопросов, умел составлять гороскопы, гадать по птицам, по точке захода солнца, по третьей, девятой, двенадцатой и тридцатой частям зодиака и мог предсказывать будущее по исчезающим теням, по кулакам, металлам, кореньям, глоткам, бобам и с помощью всевозможных астрологических способов. И в несколько дней монах этот завладел умами всего населения, словно купил его. Услышав, какая молва идет об этом монахе, любопытный царь призвал его в свое жилище, усадил и спросил:
— Правда ли, что сидящий передо мной учитель знает чужие мысли?
Монах ответил:
— Ты убедишься в этом по последствиям.
И слова эти вызвали в царе сильнейшее любопытство.
И вот однажды монах не явился в назначенное для посещения время, но вошел во дворец после полудня и сказал:
— О царь! Я сообщу тебе нечто очень приятное: сегодня утром в келье я оставил свою плоть, вошел в другое, божественное, тело и, зная, что все бессмертные вспоминают обо мне, поднялся на небо, а затем вернулся назад. Боги поручили мне спросить тебя, о владыка, о твоем благополучии.
Услышав это, ошеломленный царь спросил с величайшим любопытством:
— Учитель, как же ты поднимаешься на небо? Тот ответил:
— Великий царь, я каждый день поднимаюсь на небо. И царь, по глупости поверив ему, забросил все свои царские дела, позабыл о гареме и стал думать лишь о монахе.
Между тем Балабхадра освободил лесное царство от врагов и вернулся к стопам царя. Он увидел, что господин его, покинув свою свиту министров, сидит наедине с обнаженным монахом и произносит какие-то заклинания, а лицо его в это время походил на распустившийся лотос. Тогда, узнав, в чем дело, Балабхадра поклонился и сказал:
— Пусть побеждает божественный, любимый богами!
Царь, расспросив министра о его здоровье, спросил:
— Знаешь ли ты этого учителя?
Тот ответил:
— Кто же не знает этого учителя из учителей, подобного Праджапати? Слыхал я и о том, как посетил он мир богов. Правда ли это?
Царь ответил:
— Все, что ты слыхал,— правда. Тогда нищий монах сказал:
— Если министру любопытно видеть это, пусть сам посмотрит.
Сказав так, он вошел в келью и закрыл за собой дверь на засов. Спустя мгновенье министр спросил:
— Божественный! Когда же он вернется?
Владыка ответил:
— Что ты, спешишь? Ведь он оставил в келье свое тело и возвратился с другим, божественным телом. Министр сказал:
— Если это правда, пусть принесут охапку дров, и я подожгу келью.
Царь спросил:
— Для чего?
Советник ответил:
— Божественный! Ведь если сгорит это тело, он будет пребывать рядом с тобой наделенный уже божественным телом! Рассказывают ведь:
Рассказ двадцать третий