ГЛАВА III
Майтрея сказал:
1. Так возникла способность к творению и прочему у Брахмы, который лишен Качеств, неизмерим, чист и безупречен по своей сущности.
Парашара сказал:
2. Силы всего существующего являются объектами Знания, но они не постижимы разумом, оттого, что эти силы существования, наделенные способностью к творению и прочему, присущи Брахме, как жар огню, о лучший из подвижников!
3. Внимай же, как отец миров, Бхагаван Брахма, именуемый Нараяной, свершил творение. Говорят, о знающий, что Брахма был рожден,- таково обычное выражение для обозначения его манифестации.
4. Мерой присущей ему жизни, по традиции, считается сотня лет. Этот период также называют парой, а половина его известна как парардха.
5. Я уже говорил тебе, о безгрешный, что Кала является исконным обра- зом Вишну; им измеряется период бодрствования Брахмы
6. и других существ, движущихся и неподвижных, а также земли, всех гор, морей и прочего, о лучший из лучших!
7. Пятнадцать нимеша, о лучший из отшельников,- это каштха, тридцать каштха-это кала, а тридцать кала-это мухурта.
8. Столько же тридцать мухурт по традиции считаются днем и ночью людей, а столько же тридцать таких дней и ночей образуют месяц, имеющий две половины.
9. Шесть месяцев составляют вяну, а две аяны, южная и северная, составляют год; южная аяна-это ночь богов, а северная аяна-это день богов.
10. Двенадцать тысяч лет богов составляет чатуръюгу, которая подразделяется на Криту, Трету и прочие.
11. Крита и прочие юги состоят соответственно из четырех, трех, двух, и одной тысячи лет богов; всего юги содержат восемь тысяч лет богов, так говорят знатоки древности.
12. Чатуръюге предшествует период известный как сандхья, в нем столько сотен лет богов, сколько тысяч лет богов содержатся в чатуръюге; за непрерывной югой идет период, называемый сандхьяншака, он равен периоду сандхья.
13. Период между сандхьей и сандхьяншей, о лучший из отшельников, называется чатурюгой; его же должно знать под именем Крита, Трета и другие.
14. Крита, Трета, Двапара и Кали называются чатуръюгой, а тысяча чатуръюг, о отшельник,- это день Брахмы.
15. В течение дня Брахмы существуют, о брахман, четырнадцать Ману; слушай же, как измеряются периоды их правления.
16. Издавна семь риши, боги, Шакра, Ману и его сыновья-цари рождаются и умирают в один период.
17. Период Ману, богов и прочих-это манвантара, она превышает, о лучший из лучших, семьдесят одну чатуръюгу.
18. Считается, по преданию, что манвантара превышает 852 тысячи лет богов.
19-20. Манвантара, о дваждырожденный, состоит, о многомудрый, из 306.752 тысячи лет богов без добавочного периода, о дваджырожденный!
21. Четырнадцать таких периодов по традиции считаются брахмическим днем; название брахмический объясняет причину этого дня; в конце этого дня наступает гибель мира.
22. Тогда пылают все три мира, земля, мир солнца и луны и другие миры, а обитатели мира патриархов от жара бегут в мир сыновей Брахмы.
23. Когда все три мира обращаются в единый океан, Брахма, являющийся по своей сущности Нараяной, наслаждаясь, возлежит на ложе, насытившийся поглощением трех миров.
24. В течение ночи, равной по протяженности дню, в конце которой лотосоокий бог, на ком сосредоточили свои мысли пребывающие в мире сыновей Брахмы йогины, вновь приступает к творению.
25. Так проходит и год Брахмы, и сотня его лет, а сотня лет составляет целую жизнь этого великого духом.
26. Когда истекает первая парардха Брахмы, о безгрешный, в конце ее имеется великая кальпа, известная как Падма.
27. А в наступившей второй парардхе, о дваждырожденный, первая кальпа называется Вараха.
Такова в первой книге досточтимой Вишну-пураны третья глава.
|