Рассказ тринадцатый
— На берегу Чага, чьи волны пестрят белой пеной, которую поднимают рыбы, испуганные шумом воды, что бьется о неровные, каменистые берега, стояла обитель. Населявшие ее отшельники усердно исполняли предписания йоги, читали молитвы, предавались умерщвлению плоти, самоистязанию изучению вед и посту. Они утоляли жажду лишь отмеренными порциями чистой воды, истощали тело, питаясь луковицами, корнями, плодами и шайвалой, и прикрывались лишь мочальной повязкой вокруг бедер. Жил там старейшина рода по имени Яджнявалкья. Однажды, когда он омылся в Джахнави и начал полоскать рот, на ладонь ему упала мышка, которую выронил из клюва сокол. Увидев мышку, он положил ее на баньяновый лист, снова омылся, ополоскал рот, совершил искупление и другие обряды и силой своей святости обратил эту мышку в девочку. Затем он взял ее с собой, вошел в обитель и сказал своей бездетной жене:
— Возьми ее, дорогая. Она досталась тебе как дочь, и ее надо заботливо растить.
И та стала растить и лелеять девочку. Когда же девочке исполнилось двенадцать лет, то приемная мать, видя, что она созрела для брака, сказала:
— О супруг! Неужели не видишь ты, что у нашей дочери проходит время, пригодное для брака?
Тот ответил:
— Ты правильно говоришь, милая.
Сказано ведь:
Сперва владеют божества, гандхарвы.
Агни с Сомою Безгрешной, чистой девушкой, предшествуя супружеству.
Ей Сома чистоту дает,
Гандхарвы — речь разумную,
Все темное, нечистое
Снимает Агни огненный.
Поэтому я выдам ее поскорей за равного!
Сказано ведь:
Должны друг другу ровней быть имуществом и знатностью,
И в дружбе, и вступая в брак,— не пара богачу бедняк!
Итак в конце концов:
Узнай о женихе, какого нрава,
И род каков, познанья, внешность, возраст,
Имущество, кто опекун,— семь качеств,—
И выдай дочь, не думая о прочем!
Жена, отец и дочка